Ермакова Наталья Афанасьевна Депутат Государственной думы Российской федерации Наталья Афанасьевна Ермакова Кемеровская область, Кузбасс
ЕР - Единый Российский портал
Фракция ЕДИНАЯ РОССИЯ Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Официальный сайт Государственной Думы
СЕРВЕР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
Центр социально-консервативной политики
БЛАГО БИЗНЕСА - БЛАГО РОССИИ

Ермакова Н.А.Наталья ЕРМАКОВА, член Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству, председатель подкомитета по международному экономическому сотрудничеству.

БЛАГО БИЗНЕСА - БЛАГО РОССИИ

Прошедшее лето оказалось переполненным драматическими событиями. Кульминацией их стала кратковременная война в Южной Осетии, смешавшая все фигуры на «великой шахматной доске» международных отношений. На этом фоне даже судьбоносные для России события порой не получают должного внимания общества. Такие, например, как радикальные по своему значению меры, направленные на развитие малого предпринимательства в России.

Административный прессинг ослаблен

Начало этому процессу положил подписанный Президентом России Д.А. Медведевым 7 мая этого года Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений». Следуя ему, правительство внесло в Государственную думу пакет законопроектов, кардинально ослабляющих административный прессинг на малый бизнес. Это событие можно уподобить «свежему ветру» НЭПа, унесшему в 1921 г. мрачные тучи «военного коммунизма». Речь идет о новой редакции Федерального закона «О защите прав юридических лиц при проведении государственного контроля», а также о новых федеральных законах - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования страхованием гражданской ответственности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».

Эти меры диктуются необходимостью скорейшей диверсификации российской экономики, ее перевода на инновационной путь развития, а также снижения зависимости от импорта.

Значение малого бизнеса выходит далеко за пределы экономической и политической конъюнктуры и даже стратегических задач, стоящих перед государством. По существу, речь идет о создании нового уклада жизни, основательно «позабытого» за годы советской власти.

Малый бизнес как социальная основа

На протяжении тысячелетий именно малый бизнес в его сегодняшнем понимании составлял основу человеческого бытия, обеспечивая население всем необходимым. В этой среде зародились искусство, технический прогресс, современные виды финансовой и коммерческой деятельности. Вспомним, что большинство деятелей крупного бизнеса «старой» России (Рябушинские, Морозовы, Бахрушины, Найденовы и другие) не получили свои состояния от неких «добродетелей» из руководства страны на каких-нибудь «залоговых аукционах». Они создали свое дело талантом и трудолюбием, являясь при этом выходцами из тех самых «лавочников» и «красильщиков», которых «прогрессивная» российская литература в сознании многих поколений читателей запечатлела в виде уродливой карикатуры на человека.

Хотя и европейская интеллигенция вволю поиздевалась над своими «бакалейщиками», Европа и Америка в целом понимали пользу и достоинство труда мелких предпринимателей. Народы этих стран исходили из реального опыта, который показывал, что все глубочайшие кризисы - войны, эпидемии, экономические депрессии, способны успешно преодолевать только небольшие компании.

Из истории России прошлого столетия мы помним, что в период чудовищного голода, последовавшего за Гражданской войной, единственным способом выживания стало частичное освобождение индивидуальной инициативы вэкономической сфере. Кустари-ремесленники, крестьяне-единоличники и мелкие торговцы спасли в начале 1920-х гг. российский народ от голода и нищеты, а советскую власть от неминуемого свержения. Однако большевики не отличались склонностью к благодарности и с легким сердцем зарезали «дойную корову» НЭПа. Пришедшая ему на смену тяжелая и неповоротливая махина плановой экономики была уже не в состоянии охватить гигантский спектр возраставших потребностей населения.

Одним из основных факторов упадка доверия к власти коммунистов стала ее неспособность преодолеть в стране хронический дефицит товаров и услуг. Это условие сыграло роковую роль в соревновании «двух миров - двух систем»: Советский Союз рухнул и распался. Обстановка в стране в те годы напоминала сцены из фильма-катастрофы «Гибель "Титаника"», который по новому фантастическому сюжету не утонул, а распался на части, где бал начали править мародеры и сумасшедшие. Как и вся экономическая сфера, малый бизнес стал безраздельной вотчиной организованной преступности, в том числе этнических группировок. Это снижало эффективность этого сектора экономики, а порой оборачивалось кровавыми конфликтами.

Тем не менее малое предпринимательство, как и в 1920-е гг., опять спасло нашу страну. На фоне коллапса «большой экономики», население смогло одеваться и кормиться более широким по сравнению с советским периодом ассортиментом дешевых товаров и продуктов питания. Кроме того, разветвленная сеть рынков и малых предприятий обеспечила занятость миллионам невостребованных специалистов, выброшенных за ворота заводов, воинских частей и НИИ.

Между тем, государство и олигархи считали малое предпринимательство, как и в далеко минувшие времена большевики, «дойной коровой», с которой вдобавок можно периодически сдирать шкуру. Известны многочисленные эпизоды, когда крупные предприниматели, нередко при содействии чиновников, буквально «экспроприировали» малый бизнес, не останавливаясь в отдельных случаях перед физической ликвидацией его наиболее «строптивых» представителей.

Как это нередко бывает в истории, «революционные» времена сменились периодом созидания. С началом нового тысячелетия пришла эпоха «собирания земли Русской» и выстраивания властной вертикали. Государство повело наступление на всевозможные «корпорации», оспаривавшие его права на принятие важнейших экономических и политических решений. В новых условиях организованная преступность начала постепенно покидать поле «экономических битв». Однако ей на смену пришла новая напасть: бандитский рэкет сменился систематическими и непомерными поборами со стороны государственных служащих из различных контролирующих и правоохранительных органов. Так, только в 2007 г. Генеральная прокуратура выявила более миллиона нарушений прав предпринимателей, возбудила в отношении чиновников более 5 тыс. уголовных дел и привлекла к ответственности 38 тыс. должностных лиц. Однако это всего лишь видимая часть айсберга. Сегодня для малого бизнеса затраты на «административную ренту» (взятки и поборы) уже сопоставимы с налоговой нагрузкой.

По данным Минэкономразвития, в течение полугодия в среднем субъект малого и среднего предпринимательства проверяется более б раз. Ежегодно проходит более 20 миллионов проверок. На организацию мер государственного контроля государство тратит 162 млрд. руб. в год, однако эти меры, как правило, не гарантируют ни качества, ни безопасности производимых товаров и предоставляемых услуг.

В соответствии с внесенными законопроектами, радикально сократится число административных барьеров при начале предпринимательской деятельности. Вместо «тьмы» согласований и разрешений вводится уведомительный порядок регистрации. Это касается таких сфер деятельности, как гостиничные, бытовые услуги, общественное питание, розничная и оптовая торговля, перевозки пассажиров и грузов, т.е. того, где сосредоточена львиная доля субъектов малого предпринимательства.

Для плановых проверок установлена периодичность - не более одного раза в 3 года. Предусматривается преимущественно проведение документарных проверок. Устанавливается и максимально допустимое время для проведения проверок в отношении субъектов малого бизнеса - это не более 70 часов в год. Практика введения подобных временных ограничений очень эффективно зарекомендовала себя в странах Восточной Европы, где малый бизнес занял важное место в жизни общества уже вскоре после начала демократизации. 

Созидательная «революция»

Закон существенно сократил основания для внеплановых проверок, основанием для которых может стать только информация о возникновении угрозы жизни, здоровью людей, ущерба окружающей среде, возникновенияаварийныхситуаций. Внеплановая проверка может быть проведена только после согласования с прокуратурой. Еще одной новацией явился перечень нарушений, при которых результаты проверок будут признаны недействительными, таких как отсутствие оснований для проведения проверки, согласования с прокурором, уведомления о проверке или осуществление проверки вне предмета обращения. Контролирующие органы, которые допустили эти нарушения, будут привлекаться к административной ответственности.

Значительно ограничиваются возможности для произвольного вторжения правоохранительных органов в сферу деятельности малого бизнеса. Не секрет ведь, что сегодня милиционеры нередко смотрят на бизнесменов как охотники на дичь.

В числе антибюрократических мер - замена лицензирования страхованием гражданской ответственности, а обязательной сертификации - декларацией соответствия. Наряду  с  этим   предполагается развитие саморегулируемых организаций в малом бизнесе. По мнению ряда участников состоявшихся недавно в Государственной думе парламентских слушаний, должна соблюдаться презумпция негосударственного регулирования. Иными словами, контролировать малый бизнес должны структуры гражданского общества. Фигура чиновника появляется лишь в том случае, когда конфликт между производителем и потребителем не может быть разрешен собственными силами.

Принятие Государственной думой внесенного пакета законопроектов в значительной степени снизит возможности для злоупотреблений со стороны государственных служащих, а также повысит качество работы самих предпринимателей. И это дает основания ожидать быстрого развития малого бизнеса.

Не могу не отметить еще один аспект, связанный с позицией парламентского большинства - партии «Единая Россия», которая активно поддержала данные новации. В оппозиционных СМИ ее нередко называют «партией чиновников». Возможно, теперь этот миф подвергнется сомнению, хотя сами мифотворцы, как правило, невосприимчивы к рациональной аргументации. Именно единороссы, а не их думские предшественники - либералы и коммунисты, готовы провести радикальную реформу государственного контроля над важнейшей экономической отраслью, подорвав тем самым источник злоупотреблений и коррупции среди чиновников разного уровня.

Созидательная «революция» в сфере малого бизнеса - важнейший шаг на пути формирования гражданского общества, основу которого во всем мире составляют малые и средние предприниматели - труженики и собственники одновременно. Они, как никто другой, заинтересованы в искоренении коррупции, развитии конкуренции, оптимизации налоговой системы, модернизации инфраструктуры, получении широкого доступа всех слоев населения к различным образовательным программам. Можно сказать, что эти люди - «стихийные демократы» и они, безусловно, внесут свой вклад в процесс демократических преобразований в России. В целом, перефразируя известную американскую поговорку, можно смело утверждать: то, что хорошо для малого бизнеса, - хорошо для России.

Источник: Информационно-аналитическое издание "Советник Президента", №62, 2008г.