Ермакова Наталья Афанасьевна Депутат Государственной думы Российской федерации Наталья Афанасьевна Ермакова Кемеровская область, Кузбасс
ЕР - Единый Российский портал
Фракция ЕДИНАЯ РОССИЯ Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Официальный сайт Государственной Думы
СЕРВЕР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
Центр социально-консервативной политики
Госдума приняла в 1-м чтении законопроект об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ

МОСКВА, 11 сентября 2009 г. ПРАЙМ-ТАСС. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении проект закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", внесенный правительством РФ.

Законопроект определяет правовые основы государственного регулирования торговой деятельности в России, регулирует отношения, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории РФ, а также отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе торговли. В законопроекте определены требования к организации и осуществлению торговой деятельности, включая антимонопольное и техническое регулирование, а также информационное обеспечение.

Заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов, представляя законопроект, отметил, что одной из ключевых его задач является создание условий, направленных на обеспечение единства экономического пространства на всей территории России. При этом он считает, что при принятии подобного закона "важно выдержать баланс интересов всех сторон".

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами с использованием торговых сетей, суммарный товарооборот которых в РФ превышает 1 млрд руб, доля которых превышает 25 проц от общего объема реализованных или приобретенных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального района, а также в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению.

Положения законопроекта не распространяются на внешнеторговую деятельность, товарные биржи, розничные рынки, рынки ценных бумаг, объектов недвижимости и продукции производственно-технического назначения.

Заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко отметил, что данный законопроект готовился несколько лет и является результатом долгих обсуждений. Прийти к консенсусу, по его словам, заинтересованным сторонам было нелегко, тем не менее, представленный правительством законопроект представляет собой компромиссный вариант, разработанный с учетом позиций министерств, ведомств, депутатов, производителей и продавцов.

Депутат подчеркнул, что авторы законопроекта стремились сохранить баланс интересов всех субъектов отрасли, "создать условия для цивилизованных отношений по всей цепочке от производителя до прилавка". Одним из главных нововведений документа, по его словам, стали четко прописанные права и обязанности продавцов при заключении договоров поставки, и перечень недопустимых действий по отношению к поставщикам.

Член комитета по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова заявила журналистам, что в настоящее время взаимоотношения между продавцами и органами власти в федеральном законодательстве недостаточно регламентированы. По ее словам, торговля является связующим звеном между различными отраслями народного хозяйства и закон, регулирующий данную сферу деятельность просто необходим.

Депутат считает, что задачей государства является формирование эффективного правового поля, устанавливающего единые нормы и правила осуществления предпринимательской деятельности в торговой сфере, обеспечение единства экономического пространства, создание конкурентной среды, соблюдение баланса интересов хозяйствующих субъектов, пресечение недобросовестного ведения бизнеса, поддержка отечественных товаропроизводителей для обеспечения безопасности и удовлетворения нужд общества.

Реформируя сложившуюся систему, по ее мнению, нужно действовать крайне осторожно, чтобы торговый бизнес оставался выгодным, сетевые магазины не закрылись в результате плохо продуманных решений, а население по-прежнему имело возможность выбора при осуществлении покупок.

Член комитета по экономической политике и предпринимательству Кира Лукьянова считает, что в России бизнес-система сильно перекошена в сторону крупного бизнеса, которому последние десятилетия отдавалось предпочтение. "Принятием этого законопроекта мы просто цементируем эту тенденцию. Нужно вернуться к другим проблемам торговли – снижению налогового бремени и стимулированию потребительского спроса, а не продавливать сырой, беззубый законопроект", - полагает депутат.

По ее словам, законопроект больше направлен на регулирование торговли продовольственными товарами, поскольку общепит полностью ушел из этого документа и продовольственные товары также не прописаны.

Сфера применения законопроекта, по мнению К.Лукьяновой, сформулирована неопределенно, документ оперирует специфическими понятиями, определения которых отсутствует, не решает проблемы доступа малых предприятий в торговые сети, в магазины и на рынки.

Первый заместитель председателя комитета по промышленности Валерий Драганов считает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению требуется крайне серьезная "отшлифовка" его норм. Депутат уверен, что должны уйти в прошлое: и плата "за место на полке", и сборы за согласование условий договоров с поставщиками, и необоснованно длительные отсрочки платежей торговыми сетями. Ситуация, когда производители фактически кредитуют продавцов, выплачивая при этом все налоги и акцизы, "бьет" и по бизнесу, и, в конечном счете, по потребителю, считает депутат.

Попытка решить эти проблемы в правительственном законопроекте предпринята, однако она касается только одной сферы - торговли продовольственными товарами, отметил он. По его мнению, в нынешней редакции законопроект - "плод" компромисса торговых сетей и аграриев.

Введение предлагаемых законопроектом дополнительных мер антимонопольного регулирования только в отношении оборота продтоваров, сопровождающееся определенным снижением финансовой результативности торговых сетей, может способствовать росту дискриминации поставщиков иных категорий товаров. И первое, что мы должны сделать - устранить этот "перекос", заявил В. Драганов.

Депутат также отметил, что запрет на приобретение новых торговых площадей торговыми сетями с суммарным товарооборотом в РФ свыше 1 млрд руб в случае, если их доля на рынке в границах соответствующего городского округа или муниципального района /либо в границах городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург/ превышает 25%, не учитывает особенностей организации торговли в сельских муниципальных районах, малых и средних городах, а также существенно снижает инвестиционную привлекательность сферы внутренней торговли. Нужно уточнить и формулировку этой статьи - в противном случае любая торговая сеть не сможет расширяться ни в одном населенном пункте РФ, если хотя-бы где-то этот порог превышен, отметил он.

Кроме того, В. Драганов предлагает установить обязанность согласования торговыми сетями приобретения новых торговых площадей в случае превышения критериев, установленных указанной статьей, с антимонопольными органами.

В законопроекте, по его словам, претендующем на комплексный характер, не учтены многие "форматы" торговли - такие, как торговля с использованием автоматов, дистанционная торговля, торговля посредством привлечения распространителей, развозная и разносная торговля.

"Тема для отдельного большого разговора - пресечение распространения контрафактной продукции, налоговая корректировка отнесения к себестоимости некоторых видов расходов сетей и производителей, а также техническое регулирование в отрасли, включая упаковку, маркировку, хранение товаров", - считает депутат.

Заместитель председателя комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева обратила внимание журналистов, что в России насчитывается около 24 тысяч муниципальных образований, и в каждом к торговле предъявляются свои требования, - рассказывает. По ее словам, предполагается, что данный закон позволит закрепить на федеральном уровне понятные и прозрачные "правила игры", убрать излишние административные барьеры в торговле. При этом он оставляет региональным и местным властям возможности для собственного нормотворчества. "Реализация законопроекта станет стимулом для добросовестной конкуренции, от которой, в конечном счете, выиграет потребитель. Ведь конкуренция ведет к снижению цены и повышению качества товаров", считает депутат.

Заместитель руководителя фракции ЛДПР Сергей Иванов, характеризуя на пленарном заседании правительственный законопроект, заявил, что в предложенной редакции это "некачественный закон, который не будет работать" и любой предприниматель при желании сможет его обойти.

Председатель комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов предложил создать рабочую группу по доработке ко второму чтению законопроекта из числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. При этом он считает, что возглавить эту группу должны люди уровня заместителей председателей Госдумы и Совета Федерации.

Альтернативный проект закона "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", внесенный группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, после представления основных его положений депутатом Ириной Яровой, был ею отозван.
11.09.2009 14:43

Источник: ПРАЙМ-ТАСС