21.07.2010 |
Государственная Дума занялась летним отдыхом детей.
21.06.2010 |
Детей будут защищать от ненужной информации
|
Без нравственной модернизации общества нам не обойтись
Без нравственной модернизации общества нам не обойтисьМОСКВА. Журнал "Российская Федерация сегодня". №5 май 2010г. Вот уже пять лет в Госдуме действует Центр социально-консервативной политики (ЦСКП). Своеобразное дискуссионное поле, где собираются эксперты от различных ветвей власти, отраслей экономики и социальной сферы, институтов гражданского общества. Обсуждают самый широкий круг вопросов. Результаты дискуссий, подготовленные рекомендации находят отражение в законодательных инициативах, решениях партии парламентского большинства — "Единой России". ЦСКП стал объединяющей площадкой для трех ее политических клубов: социально-консервативного, либерально-консервативного и государственно-патриотического. Так, одной из наиболее важных на недавнем совместном заседании стала проблема нравственной модернизации общества. Вот как видит ее, например, один из участников заседания, член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, заслуженный предприниматель России Наталья ЕРМАКОВА:
“Нравственный человек — согласный со своей совестью, законами правды, гражданин с честным сердцем” — такое определение дано ему в Толковом словаре Владимира Ивановича Даля. С тех пор многое, конечно, изменилось в экономике, социальной сфере, в техническом прогрессе. Но, как я полагаю, ничего не изменилось в характеристике человеческих качеств. Поэтому нравственная модернизация — это прежде всего ответственность за происходящее в той или иной отрасли, в том числе и за введение новых правил, технических норм. Конкретный пример: олигархи — владельцы некоторых металлургических предприятий — не собираются оснащать свои объекты новым оборудованием. А из-за вредных выбросов нарушается экология, страдают природа, люди. Другой сюжет. Последний нефтеперерабатывающий завод был построен в СССР в 1978 году. Почему государство не может заставить нефтяников совершенствовать технологию переработки сырья, вкладывать деньги в российские предприятия, выпускать более качественный бензин? Где здесь моральная и нравственная ответственность бизнеса? Есть еще ряд отраслей, которые можно и нужно модернизировать. Это, конечно, космос, “оборонка”, металлургия и пищевая промышленность. Нам надо действительно накормить наше население отечественными высококачественными продуктами. В связи с принятой Доктриной продовольственной безопасности мы просто обязаны это сделать. Согласно ей, в недалекой перспективе россияне должны быть практически полностью обеспечены мясом, молоком, сахаром, растительным маслом, рыбной и другой продукцией собственного производства. И здесь не нужно изобретать велосипед, создавать “силиконовые долины”. Уже сейчас есть заметный прорыв в сельском хозяйстве. О нем говорили и Президент Дмитрий Медведев, и лидер нашей партии Владимир Путин. Для этого предстоит сделать немало. Укрепить материально-техническую базу села, построить современные комплексы по производству и переработке продукции полей и ферм. Проведя такую модернизацию, обеспечим страну сырьем и продовольствием, дадим работу огромному количеству наших граждан, что особенно важно в пору кризиса. Государство на это выделяет немалые средства, но их не всегда хватает для ускоренного развития отрасли. Тут самое время бизнесу подставить плечо. Вкладывать средства в сельхозпроизводство, переработку, а не “перекачивать” за границу, в офшоры, не тратить на развлечения сомнительного свойства. Тут иным нашим предпринимателям неплохо бы перенять опыт предшественников. Тех же Мамонтовых, Морозовых, других столпов российского бизнеса прежних лет. Помочь становлению и развитию отечественной экономики, ее модернизации — долг и нравственная ответственность. И производству в целом, и бизнесу в частности нужны определенные правила игры. Их должно создать государство. Например, обеспечить высокое качество и безопасность сельскохозяйственной и промышленной продукции невозможно без технических регламентов. Существующие безнадежно устарели, напоминают огромные талмуды, в которых даже авторы толком не смогут разобраться. Практикам нужны более понятные правила игры, нужен новый европейский подход. Техрегламенты должны содержать обоснованные требования по безопасности, не создавать препятствий для выхода на инновационный рынок. Их количество не должно исчисляться тысячами. По мнению некоторых участников недавней нашей дискуссии в ЦСКП, достаточно примерно семидесяти. Другие полагают, что техрегламентов должно быть и будет гораздо больше. Освоение новых стандартов, увы, не просто технологическая задача. Это серьезная социальная проблема. Поясню почему. Нельзя забывать, что в некоторых случаях придется полностью заменить оборудование. Что, в свою очередь, может привести к полной остановке предприятий. Кроме колоссальных затрат, потерь продукции могут возникнуть и социальные волнения. Примеров таких в нашей жизни немало. Понятно, что при переходе на станки с числовым программным управлением сокращается и количество сотрудников. Принимаясь за модернизацию, руководитель предприятия, бизнесмен должны подумать и об их трудоустройстве. Как говорится, “Семь раз отмерь и один раз отрежь”. Мне, бывшему работнику аграрного сектора, отрадно отметить, что с введением техрегламента на молоко в моей Кемеровской области значительно улучшилось качество выпускаемой продукции. Хотя, конечно, так не везде. Сейчас в Госдуме готовятся поправки к этому техрегламенту, призванные устранить недостатки в его применении. Предприятия потратили немалые деньги на закупку нового оборудования. Покупателю придется осознать, что натуральные товары — молоко, масло могут стоить дороже. А за соответствие цены и качества должен отвечать переработчик. Так что нравственная ответственность бизнеса предусматривает и совершенствование его правовой базы. С введением пищевых техрегламентов наладится обстановка и с качеством других товаров. Потребители уже не увидят изображений пресловутых крабовых палочек, ибо делаются они из обычного минтая. На пакетиках для чипсов нельзя будет “рисовать” сметану, лук, красную икру. На сухариках — колбасу и сыр. Это же коснется этикеток на плавленом сыре, конфетах, газированной воде. Новый техрегламент заставит производителей указать информацию об аллергенах, независимо от их количества в пищевом продукте. Будет наложено табу на такие надписи, как “низкокалорийный источник витаминов”, “источник белка” (если эта информация не соответствует нормам диетологии). Положа руку на сердце следует признать: некоторые не выдержат таких суровых испытаний и требований. Бизнес есть бизнес. В погоне за выручкой многие, к сожалению, забывают о нравственной модернизации, да и вообще о совести. Но таким нужно помнить, что фирмы-фальсификаторы, фирмы-однодневки сгорают как бабочки на свету. Лучшим стандартом качества является человеческая совесть. В XIX веке существовали у нас династии предпринимателей, которые высоко несли честь своей марки, отвечали за свои дела и поступки, а главное — за качество товаров. Под честное слово купцы могли и кредит в банке получить. Надеюсь, что и в новой России появятся, да уже и есть, предприниматели, для которых нравственность бизнеса не пустой звук.
Источник: Журнал "Российская Федерация сегодня". №5 май 2010г.
Сайт: http://www.russia-today.ru/vlast-federalnay/v-gos-dume/501-natalya-ermakova-bez-nravstvennoj-modernizacii-obshhestva-nam-ne-obojtis.html |
Н.А.Ермакова соавтор ряда актуальных законопроектов. |