|
Доклад Натальи Ермаковой на VI Съезде собственников независимых сетей.
МОСКВА. 16 сентября 2010 года. Центр Международной торговли. VI Съезд собственников независимых сетей. Наталья Ермакова: «Планируемые поправки и изменения в Федеральный закон «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации». Добрый день, уважаемые коллеги!
Не буду останавливаться на самом Законе «О торговле», основные положения которого начали действовать с августа этого года. Перейду к тому, что готовится в законотворческой сфере в настоящее время, как бы в продолжение этого закона. На рассмотрении Государственной Думы в настоящее время находится целая группа разнообразных поправок к закону о торговле – это и поправки предложенные отдельными парламентариями, и предложения регионов, и Правительства РФ. Над ними работает специальная совместная рабочая группа Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации. Можно сказать о трех законопроектах, которые имеют перспективу на принятие. Во-первых, это правительственные поправки, которые приводят отдельные нормы законодательства в соответствие с законом, также это поправки, регулирующие вопросы франчайзинга, коммерческой концессии в торговле, а также еще один законопроект, предложенный группой депутатов-единороссов и группой сенаторов, о введении административных наказаний за нарушение закона о торговле. Эти законопроекты предлагают дополнить полномочия органов исполнительной власти регионов в организации торговой деятельности. И очень важный для меня момент – здесь уточняется вопрос регулирования и организации ярмарок. В действительности, этот законопроект на самом деле технический. Он приводит полномочия муниципалитетов в соответствие с нормами, которые уже приняты в Законе «О торговле». Эти поправки просто приводят полномочия в соответствие с уже действующими нормами. Законопроект этот простой, и он уже предварительно включен на первое чтение в повестку пленарного заседания Государственной Думой на 24 сентября этого года. Кроме того, параллельно идет обсуждение поправок в Гражданский кодекс в отношении франчайзинга, законодательного укрепления механизма применения этого института. Здесь предлагается детализировать положения Гражданского кодекса в отношении договоров франчайзинга. Пока эти поправки находятся на стадии формирования. Они позволят иметь дополнительные инструменты для развития таких договоров. Особое место занимают поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают административную ответственность за нарушения положений закона о торговле. Документ был подготовлен депутатами-единороссами. С формальной стороны необходимость введения административной ответственности за нарушения закона о госрегулировании торговли обусловлена тем, что нарушения его положений не подпадают под действующие нормы Кодекса об административных нарушениях. Так, например, действия, которые указаны в статье 13 Закона «О торговле», посвященной Антимонопольным правилам, не согласованы и не попадают под действие статей КоАП, которые определяют ответственность за недобросовестную конкуренцию или за сговоры, ограничивающие конкуренцию. Поэтому авторы законопроекта предлагают дополнить КоАП новой самостоятельной статьей, которая так и будет называться - Нарушение законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Ответственность предлагается установить в целом за нарушения Закона «О торговле» без конкретизации конкретных участников того или иного правонарушения – торговая ли это сеть, поставщик ли, муниципальное или государственное учреждение. Так устанавливается ответственность за включение в договор поставки условий, которые запрещены Законом «О торговле». То есть само наличие запрещенного условия в договоре влечет административную ответственность, вне зависимости от того, навязано оно или нет. За такое нарушение предлагается накладывать штраф на должностных лиц в размере - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц в размере - от ста до трехсот тысяч рублей. Пока это только предложения. В ходе обсуждения эти штрафы могут меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Отдельные санкции предлагается применять при нарушении антимонопольных требований органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. За это предлагается накладывать более высокий штраф - на юридических лиц в размере - от трехсот до пятисот тысяч рублей. Предлагается установить взыскания за отсутствие на официальном сайте компании информация об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров. На должностных лиц в размере - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Надо отметить, что не будет считаться нарушением, если информация отсутствует на сайте, но предоставляется по запросу. Отдельно будет накладываться штраф за приобретение дополнительных торговых площадей в разрез с указаниями закона о госрегулировании торговли: от десяти до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей. Злостное нарушение закона о торговле предлагается наказывать повышенным штрафом, который будет исчисляться в долях от выручки компании. Так, за неоднократное включение в договор запрещенных законом условий, а также отсутствие информации об условиях договора авторы поправок в КоАП предлагают накладывать штраф от трех тысячных до трех сотых от суммы выручки правонарушителя от реализации товара. Однако, такая сумма не может быть меньше пятисот тысяч рублей. Дела об административных правонарушения в сфере госрегулирования торговли в РФ предлагается отнести к полномочию Федеральной антимонопольной службы, поскольку подавляющее большинство таких нарушений представляет собой нарушения профильного для службы законодательства о защите конкуренции. Надо отметить, что ФАС уже начал работу в этом направлении. По итогам проверки розничных сетей служба выявила, что большинство ритейлеров до 1 августа не меняло условий договоров поставки продуктов питания, как того требовал закон. Были выявлены факты отсутствия доступа к информации об условиях отбора поставщиков, превышение установленного 10% вознаграждения от объема поставки, а также включение запрещенных вознаграждений в цену договора, и бонусов. Были выявлены также случаи, когда устанавливались сроки отсрочки платежей выше установленных законом, случаи включения в договор поставки рекламных и маркетинговых услуг, случаи включения в договор поставки дискриминационных условий. В то же время проверка ФАС показала, что сети в целом скорректировали свою политику в отношении социально значимых товаров. Появились у Антимонопольной службы претензии и к региональным органам власти. В отношении 5 субъектов Российской Федерации возбуждено административное производство в связи с тем, что власти этих регионов принимали решения по ограничению движения товаров между субъектами и предъявляли к товарам требования, несоответствующие федеральным законам. В целом можно сказать, что в Государственной Думе считают, что готовить поправки о введении ответственность за нарушение закона о торговле надо, но не в авральном порядке, а в спокойном рабочем режиме. Закон о торговле только начал работать, и даже те нарушения, которые выявил ФАС в первые месяцы его применения, не могут служить для законодателя основой для того, чтобы делать какие-то предварительные выводы. Нужно подождать и посмотреть как он будет работать далее. Можно сказать, что пока закон о госрегулировании торговли работает более-менее нормально и без введения специальных штрафных санкций. Для того, чтобы делать достаточно обоснованные выводы, необходимо накопить правоприменительную практику как минимум в течение года. И если законодатель увидит, что новый закон о торговле массово нарушают, то можно с достаточно большой долей вероятности сказать, что Парламент введет санкции. Дорогие Друзья! Депутаты при принятии любых решений руководствуются принципом "не навреди", особенно это актуально при запуске новых законов, тем более, когда речь идет о документе, который только начал работать. Поправки в закон «О торговле» вносит сама жизнь. Только на практике можно узнать его слабые и сильные стороны. И действовать оперативно нужно лишь в случае крайней необходимости, вопиющих нарушений. Поэтому, нам законодателям надо работать вместе с Вами: представителями торговых сетей, производителями и покупателями. Этот союз позволит нам навести порядок на наших прилавках. Благодарю за внимание!
Источник: Общественная приёмная депутата Государственной Думы РФ Н. А. Ермаковой
|
Н.А.Ермакова соавтор ряда актуальных законопроектов. |