Ермакова Наталья Афанасьевна Депутат Государственной думы Российской федерации Наталья Афанасьевна Ермакова Кемеровская область, Кузбасс
ЕР - Единый Российский портал
Фракция ЕДИНАЯ РОССИЯ Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Официальный сайт Государственной Думы
СЕРВЕР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
Центр социально-консервативной политики
Госдума приняла к сведению отчет правительства РФ и информацию ЦБ по антикризисным мерам

Москва. 16 сентября 2009 г. ИНТЕРФАКС-АФИ - Госдума на заседании в среду приняла к сведению первый отчет правительства и информацию ЦБ РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, соцобеспечению населения и других мер социальной политики за четвертый квартал 2008 года и первое полугодие 2009 года.

Документы депутатам представили первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и глава ЦБ Сергей Игнатьев.
Профильные комитеты Госдумы - комитет по бюджету и налогам, по экономической политике, труду и социальной политике и по финансовому рынку - представили сводное заключение на отчет правительства и информацию ЦБ.

Депутаты отмечают, что представленные документы содержат детальную информацию о мерах, принятых для оздоровления ситуации в финансовой системе, реальном секторе экономики и усиления социальной защиты граждан.
Однако в материалах, отмечают депутаты, отсутствует информация о межбюджетных трансфертах по субъектам РФ, о количестве создаваемых рабочих мест, о перечне юрлиц, объемах и условиях предоставления им Внешэкономбанком кредитов в иностранной валюте для рефинансирования кредитов от иностранных кредиторов.

Также в отчете правительства отсутствует информация о фактическом использовании средств на реализацию антикризисных мер. Нет данных по использованию 389,2 млрд рублей на межбюджетные трансферты внебюджетным фондам для повышения уровня пенсионной обеспеченности граждан и индексацию социальных выплат, 150 млрд рублей - на бюджетные кредиты субъектам РФ, говорится в заключении.

В целом анализ макроэкономических показателей за последние месяцы позволяет сделать вывод, что по итогам первого полугодия 2009 года появились некоторые признаки завершения общего спада в экономике страны, наметились позитивные тенденции в промышленном производстве, грузообороте, транспорте, отмечается в сводном заключении комитетов.

Так, если индекс промпроизводства в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года составил 85,2%, то в июне по сравнению с маем 2009 года - 104,5%, в июле по сравнению с июнем - 104,7%.
Объем ВВП во втором квартале 2009 года по отношению к первому кварталу вырос на 7,5%, а за июль увеличился на 0,5%.
Инфляция в январе-июне составила 7,4% по сравнению с 8,7% за первое полугодие 2008 года. В июне она составила 0,6%. При этом прирост уровня инфляции за второй квартал текущего года оказался в два раза ниже прошлогоднего значения: 1,9% против 3,8%. Если в последующие месяцы сохранится умеренная динамика потребительских цен, то по итогам года уровень инфляции не превысит 13%, говорится в заключении.

Депутаты отмечают, что принятые правительством РФ и ЦБ меры позволили не допустить "катастрофического развития событий в национальном финансовом секторе и позволили сохранить контроль над основными финансово-экономическими процессами".
Вместе с тем в заключении говорится, что анализ принятых мер показал недостаточную эффективность доведения финансовых ресурсов до реального сектора.

Комитеты рекомендовал правительству РФ и ЦБ в дальнейшем уделять внимание эффективности освоения бюджетных средств и отражать в отчетах показатели, характеризующие результаты и конечный социально-экономический эффект от принятых антикризисных мер.
Кроме того, депутаты отметили низкое освоение средств на социальную поддержку населения и повышение занятости.
Основными направлениями поддержки банковской системы и финансового рынка страны в рассматриваемый период стали: размещение на депозитах государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ВЭБа) средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), увеличение капитализации ВЭБа, размещение на банковских депозитах средств федерального бюджета, увеличение капитализации госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ), предоставление Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения.

Так, на депозитах ВЭБа на 1 июля были размещены средства ФНБ на сумму 432,1 млрд рублей по ставке 7% годовых. Порядка 60% из этих средств (257 млрд рублей) предоставлено шести кредитным организациям в виде субординированных кредитов без обеспечения сроком на 10 лет по ставке 8% годовых с единовременным погашением в конце срока.
Еще 174 млрд рублей вложены в различные ценные бумаги российских компаний.

В уставный капитал ВЭБа в четвертом квартале 2008 года был внесен имущественный взнос РФ на 75 млрд рублей на поддержку финансового рынка. Во втором квартале 2009 года Минфин внес в уставный капитал банка еще 100 млрд рублей на поддержку банковской системы. На 1 июля 2009 года на рынке межбанковского кредитования ВЭБ разместил 71,8 млрд рублей, привлек 11,8 млрд рублей.
На банковских депозитах было размещено 936,2 млрд рублей средств федерального бюджета.
В уставный капитал АСВ в четвертом квартале 2008 года внесен имущественный взнос РФ в размере 200 млрд рублей. На 1 июля 2009 года в целях предупреждения банкротства 18 кредитных организаций АСВ выделено 180,8 млрд рублей.
АСВ также инвестировало 136,1 млрд рублей временно свободных средств. 40% средств (54 млрд рублей) инвестированы в финансовые инструменты кредитных организаций с доходностью 12% годовых, 57% (78 млрд рублей) - в депозиты в Банке России под 6,7% годовых.
Кроме того, в рамках поддержки населения на 1 июля 2009 года Агентство по ипотечному жилищному кредитованию рефинансировало ипотечные кредиты на 17,286 млрд рублей.

Банк России предоставил в четвертом квартале 2008 года и первом полугодии 2009 года кредитным организациям кредиты без обеспечения на общую сумму 5 трлн 238 млрд рублей. Средневзвешенные ставки варьировались от 10% до 18% годовых. При этом погашены были на конец первого полугодия кредиты на общую сумму 4 трлн 550 млрд рублей.

Также ЦБ заключил соглашения с банками о компенсации им части убытков, возникших по сделкам с другими банками, у которых были отозваны лицензии. Всего таких соглашений было заключено на 1 июля 2009 года с 17 банками. Под действие соглашений подпадали операции банков с 371 кредитной организацией - заемщиком, в том числе с 59 региональными кредитными организациями. За период действия соглашений с 14 октября 2008 года по 1 июля 2009 года банки провели 8,274 тыс. компенсируемых сделок на общую сумму свыше 1 трлн 717 млрд рублей.
Межбанковские кредиты за это время получили 188 банков.

За все время действия соглашений возник один "страховой" случай, когда кредитная организация своевременно не вернула межбанковский кредит банку-кредитору. ЦБ разместил в банке-кредиторе компенсационный депозит на 14 млн рублей. После погашения просроченной задолженности банком-заемщиком банк-кредитор возвратил этот депозит ЦБ.

В соответствии с информацией ЦБ, за четвертый квартал 2008 года и первое полугодие 2009 года юрлицам и индивидуальным предпринимателям банки с долей госучастия выше 50% и банки, получившие субординированные кредиты от ВЭБа, предоставили кредиты на 15 трлн 68 млрд рублей. Наибольший объем кредитов получили обрабатывающие производства, а также оптовые и розничные торговые организации и организации, оказывающие услуги по ремонту - 2 трлн 485 млрд рублей и 3 трлн 582 млрд рублей соответственно.

Как сообщила агентству "Интерфакс-АФИ" член комитета по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова, правительство не питало иллюзий, что кризис будет иметь краткосрочный характер, и это позволило оперативно вносить изменения в антикризисный план. "Меры, реализованные правительством, позволили пройти шоковую стадию кризиса, однако выход из острой стадии кризиса может затянуться. В этой ситуации кабинету министров необходимо рационально направлять бюджетные средства на антикризисные мероприятия 2010 года. Эффективность их использования должна быть детально проанализирована", - сказала депутат.

Она отметила, что, по разным оценкам, кризис может продлиться до трех лет, поэтому государству необходимо продолжить поддержку граждан в части повышения пенсий, пособий, создания новых рабочих мест. Кроме того, важно поддержать промышленность, ориентированную на обеспечение внутреннего спроса. "Главным вектором работы правительства должна стать работа по модернизации экономики", - отметила Н.Ермакова.

Источник: ИНТЕРФАКС-АФИ